Знаменитый марш "Прощание славянки" был написан в 1912 году русским военным музыкантом Василием Ивановичем Агапкиным (1884-1964) во время Первой Балканской войны.


Марш изначально имел двухчастную структуру. Имея фортепианный клавир на руках, Василий Иванович отправился в Симферополь к Якову Богораду, который к тому времени был не только известным капельмейстером и композитором, но и книгоиздателем. Исполнив своё произведение на трубе, Агапкин произвёл впечатление. Вместе с тем, Богорад заметил, что классическая маршевая форма — трёхчастная. Сделавший сотни оркестровок, опытный музыкант, несмотря на нарушение Агапкиным всех тогдашних канонов маршевой музыки, помог довести до логического завершения работу молодого композитора. Кроме того, Богорад издал в симферопольской типографии первые сто экземпляров нот марша. Вместе с Агапкиным они назвали марш "Прощание славянки", а на сохранившейся до сего дня обложке первого издания значится: «„Прощание славянки“ — новейший марш к событиям на Балканах. Посвящается всем славянским женщинам. Сочинение Агапкина».

Марш Агапкина был создан для военного духового оркестра, без слов. Все тексты появились позднее.В начале Первой мировой войны (в 1914 или 1915) на мелодию марша была создана песня студентов-добровольцев "Вспоили вы нас и вскормили". В годы Гражданской она перешла в белые армии - "Вспоили вы нас и вскормили" и песню Сибирской Народной армии "Сибирский марш".


Василий Иванович Агапкин, родился 3 февраля 1884 года в деревне Шанчерово Рязанской губернии в обычной крестьянской семье.

Ему не было ещё и года, когда семья переехала в Астрахань в поисках лучшей доли, но спустя короткое время погибла его мать, а ещё через семь лет от непосильного труда скоропостижно скончался и отец. Вася и его младшие сёстры остались на попечении мачехи. Однажды, когда девятилетний Вася собирал подаяния, он впервые увидел военный оркестр — военная форма, выправка, чеканный шаг, блеск медных духовых инструментов настолько поразили сироту, что он проследовал за шедшим подразделением до самых ворот военного городка 308-го резервного Царёва батальона. Увидев в составе оркестра таких же мальчишек, как и он сам, Вася уговорил мачеху показать его капельмейстеру — и спустя короткое время десятилетний воспитанник оркестра, обладавший абсолютным музыкальным слухом, корнетист Агапкин уже выступал наравне со всеми, став через четыре года лучшим солистом-корнетистом полка.

В 1899 году юноша уехал на Кавказ, поступив в Аварский резервный пехотный батальон, находившийся тогда в портовом городке Петровске (нынешняя Махачкала), где стал получать небольшое жалованье оркестрового трубача. В 1900 году Агапкин находился в Грозном, служа солистом оркестра 82-го пехотного Дагестанского полка. Уже в следующем, 1901 году, его пригласили в Армянский город Александрополь, где он служил в оркестре 45-го драгунского Северского полка, получая более солидное жалованье в 30 рублей. А затем были ещё и 43-й, и 16-й драгунские полки… В 1906 году Василия Агапкина призвали в армию, где он попал в дислоцировавшийся в Тифлисе Тверской драгунский полк. По окончании службы в декабре 1909 года, Василий Иванович мечтал попасть на учёбу в Москву, но ввиду незавидного материального положения был вынужден уехать в Тамбов. 12 января 1910 года он был зачислен штаб-трубачом в 7-й запасный кавалерийский полк. Осенью 1911 года Агапкина приняли в класс медных духовых инструментов Тамбовского музыкального училища.

В 1915 году Василий Агапкин был удостоен звания военного капельмейстера, однако вступить в эту должность смог лишь после Февральской революции 1917 года. С приходом Советской власти в Тамбов в 1918 году Агапкин вступил в ряды Красной Армии, попав капельмейстером в Красный гусарский Варшавский полк, и уже осенью того же года отправился на Южный фронт, а позднее и на Юго-Западный. Заболев, в 1920 году Василий Иванович был вынужден возвратиться в Тамбов, где сразу попал в жернова антоновского мятежа, где лишь чудом смог сохранить себе жизнь — спасло то, что именно он был композитором известного на всю страну марша, к которому по разные стороны баррикад уже были придуманы слова.

В 1922 году возглавил оркестр 117-го особого полка ОГПУ. В 1928 году Агапкин организовал духовой оркестр из беспризорников, многие из которых стали впоследствии профессиональными музыкантами. В 1938 году его пригласили участвовать в работе по усовершенствованию боя часов на Спасской башне Кремля — Василий Иванович с честью выдержал и это испытание. А в 1930 году он занял должность капельмейстера оркестра Центральной школы ОГПУ (она же с 1934 года Центральная школа НКВД СССР, она же с 1939 года Высшая школа НКВД СССР). Обладая не только музыкальными, но и организаторскими талантами, он в короткий срок собрал сильный коллектив профессионалов: выступления оркестра на различных мероприятиях всегда тепло воспринимались благодарными слушателями.

К началу войны 57-й летний композитор и дирижёр зарекомендовал себя как отменный руководитель, профессиональный музыкант и Агапкину поручили руководить сводным оркестром на параде 7 ноября 1941 года. Подготовка к параду проводилась в режиме повышенной секретности. Буквально за 2 дня Василию Ивановичу удалось сделать невозможное: отобрать те оркестры, которые должны были выступать, провести репетиции и создать в итоге цельный коллектив. При этом никто из музыкантов не догадывался о цели проводимой работы. Сам парад, из соображений всё той же секретности и безопасности начался не в 10 часов утра, а на 2 часа раньше. Именно это сыграло злую шутку с записью кинохроники: во-первых, хроникёры не успели к началу речи Сталина — её записывали позднее в студии, а потом вставили в готовый фильм; во-вторых, запись получилась «немой», поскольку из-за рассинхронизации аппаратуры записать звук вместе с визуальным рядом не представилось возможным — фильм также озвучивали постфактум.

Звучал ли на параде 7 ноября 1941 года марш "Прощание славянки"?
В отсутствии документальных подтверждений затруднительно дать правильный ответ. Но вероятно, всё-таки звучал. В своей книге «Войны несчитанные вёрсты», представленной на сайте «Военная литература», Константин Фёдорович Телегин пишет: «В репродукторе послышались приглушенные расстоянием слова команды, несколько искаженный высокий, взволнованный голос командующего парадом, громыхнули аккорды марша „Прощание славянки“, исполненного, как в бесконечно далекое мирное время, сводным оркестром Московского гарнизона. Когда же послышались шаги проходивших мимо трибуны Мавзолея колонн защитников Родины, признаюсь, что в эти минуты почувствовал, как волнение невольно сдавило горло».



После войны (в 1946 году) Агапкин назначается главным дирижером и художественным руководителем Образцового оркестра МГБ СССР. И на этом посту Василий Иванович оставался до 1956 года, когда в уже достаточно преклонном возрасте выходит в отставку.

Полковник В. И. Агапкин стал кавалером орденов Ленина и Боевого Красного Знамени.